Главная » 2017 » Март » 24 » Эссе на конкурс "Учитель года"
19:24
Эссе на конкурс "Учитель года"

Я учитель.

После окончания школы и техникума я мечтала стать инженером, и, признаюсь, педагогическая деятельность совсем не входила в мои планы, ведь МГТУ им. Н.Э. Баумана открыл передо мной все дороги, ведущие к инженерному росту. Однако начало моей карьеры совпало с «эпохой перемен» в нашей стране: развал СССР, разрыв экономических связей между республиками и отдельными предприятиями крайне усложнили работу инженеров – разработчиков, неблагоприятные условия для трудоустройства которых,  не заставили себя ждать.

Будучи на профессиональном перепутье, я приняла предложение поработать в сельской школе учителем математики, что, собственно, и стало моей судьбой. Я посвятила 10 лет обучению по специальности «инженер» и 2 года работе в НИИ, после чего нашла себя в совершенно иной профессии. Отсутствие педагогического опыта ничуть не напугало меня: ориентиром были любимые учителя математики, на которых хотелось быть похожей. Следующей ступенью моего развития стало изучение литературы по методике преподавания математики, возрастной психологии и физиологии, педагогике.

Спустя некоторое время мне предложили работу по моей основной специальности инженера. И я отказалась, поскольку решила остаться на должности учителя средней школы, для чего мне пришлось получить педагогическое образование.

В первый раз,  зайдя в класс к детям, я почувствовала себя оракулом математической истины, который априори не может сказать неправду и, тем самым, предать доверие учеников. Кроме того, я поняла, что размеренность и спокойствие в учительской профессии вытесняются непредсказуемостью. К примеру, хочется следовать написанной технологической карте урока, а ученики приходят возбуждёнными после физкультуры и совершенно не готовыми работать в нужном темпе. И тогда приходится «на ходу» придумывать что-нибудь неожиданно-  привлекающее  для переключения внимания (игра, соревнование, сочинение сказки или истории с математическими заданиями).

Я воспринимаю учеников такими, какие они есть: со всеми их достоинствами и недостатками.  Пытаюсь разгадывать образ мышления  каждого.  Нахожу  к ним  индивидуальный подход. Оцениваю  и поощряю  за    работу,   сделанную на  данный  момент времени,  а не за прошлые «заслуги». Я отмечаю личный рост каждого ученика, поэтому у любого из них в журнале могут стоять разные оценки: от двойки до пятерки. В любых формах работы, которые я использую с детьми, всегда предварительно оговариваю правила, критерии оценивания, поощрения, поскольку отношения должны строиться на честности и справедливости.

Ни для кого не секрет, что математика традиционно считается сложнейшим школьным предметом, и бывает трудно ответить ученикам на вопрос: «Как в жизни мне пригодятся тригонометрические формулы? Умножение одночлена на многочлен?». Но отвечать нужно честно и откровенно. Многим из них эти темы в жизни не пригодятся, однако занятия математикой меняют мышление человека, что пригодится в любой профессии.

Всем своим выпускникам после Последнего звонка я предлагаю ответить на вопросы анонимной анкеты. Когда последние оценки уже выставлены, ничто не мешает ребятам честно высказать свое мнение об учителе, формах его работы, отношении к предмету, выполнении домашних заданий и проектов. А я анализирую и делаю выводы из этих анкет. Какие же закономерности я выявила: у большей части учеников в 5-6 классах математика была среди любимых предметов, а в 7 классе с приходом в расписание алгебры и геометрии количество таких ребят уменьшается. Одни объясняют это тем, что появился интересный предмет физика, другие тем, что алгебра слишком отвлеченный  и скучный предмет абсолютно не связанный с реальной жизнью. Учитывая, что начало изучения алгебры приходится на подростковый возраст, со всеми его сложностями, мотивация к изучению этого предмета резко падает. Основная часть моих выпускников считает геометрию интереснее алгебры, хотя и сложнее. К сожалению, из-за отсутствия курса «черчение» в школе именно на геометрию ложится основная задача работы с чертежами, что является основой подготовки будущих инженеров.

Работая учителем нельзя не заметить субъективизма при оценке деятельности педагога: кто такой «хороший учитель»? Не тот ли, кто обеспечивает высокие проценты успеваемости и качества знаний? Или этого звания достоин тот, кто устраивает родителей учеников и выставляет оценки, учитывая их пожелания? Быть может, по-настоящему хороший учитель вовремя и в полном объёме предоставляет администрации все отчетные материалы? Или же он проводит яркие открытые уроки и участвует в конкурсах и различных мероприятиях? На мой взгляд, оценить работу учителя могут только сами ученики. Если они помнят о твоих уроках через 5, 10, 15 лет, то ты работала не зря.

Кроме того, карьерный рост учителя принимает вид вектора, ведущего к управленческим (заместитель директора, директор, работник управления образованием и т.д.) должностям, нежели к имеющим педагогическую основу. И большинство учителей – это учителя от своего первого рабочего дня до последнего.

Сложилось  стереотипное мнение о том, что учителями в наше время становятся в основном бывшие троечники, не сумевшие поступить в престижные вузы: экономический, юридический, технический, а, следовательно, они не смогут ничего дать ученикам. Это зачастую становится питательной почвой для рассуждений в СМИ и  Интернете. 

Вы только представьте себе, что учителями работают в школе только бывшие отличники, несмотря ни на что готовые к занятиям. Как сложно объяснить такому учителю, например, что наконец-то на Кубани выпал долгожданный снег, и ты все воскресенье провел с друзьями на горке, катаясь на санках, и просто не успел выполнить домашнее задание. Думаю, бывшим отличникам вообще трудно было бы понять учеников, их мотивацию, расстановку приоритетов. (В школе я была обычной «хорошисткой», на «5» успевала по математике и физике и еле-еле на 4 по литературе  и физкультуре). Ведь помимо знания своего предмета, учителю необходимо иметь собственный «опыт» преодоления сложностей учебы в школе. Поэтому не стоит забывать о том, что в каждом учителе живёт школьник.

Иными словами, попала я в профессию случайно, но осталась в ней сознательно. Так же как цветовод, выращивая новый сорт тюльпана, следит за его ростом, борется с вредителями и удобряет почву, так и учитель бережно следит за развитием учеников, корректирует его, мотивирует на дальнейшее развитие. Каждый раз, выпуская очередной класс и  получая новых детей, начинаешь весь цикл сначала, и кажется, что теперь получится еще лучше, ведь нет предела совершенству.

Временами меня «захлёстывают» волны отчётов и планирования. В такие периоды, кажется, что жизнь проносится мимо, пока я бесцельно сижу у экрана ноутбука, и хочется другого, но я снова прихожу в школу, смотрю на ребят и понимаю, что не могу бросить свою работу, не закончив.

На мой взгляд, в жизни каждого человека должен быть хотя бы один хороший учитель, сумевший воспитать не только ум, но и душу. И учителю следует вдохновить на выбор педагогической специальности хотя бы одного ученика. Тогда произойдёт процесс удивительного хитросплетения судеб учителя и ученика, таинство посвящения и передача  практического и духовного опыта.

Мир меняется, и скорость этих изменений увеличивается. Мы можем только догадываться, каким будет будущее, которое построят наши ученики. Обучение, основанное на усвоении конкретных фактов, действительно  устарело. Пытаясь сделать образование более современным «сверху» его модернизируют (вводят новые предметы, ФГОС, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), но все эти нововведения будут мертвы без творческого отношения педагога, без его желания учиться всю жизнь и меняться со временем. «Новое вино в старые мехи не заливают» (Библия). Думаю, что основная задача современного педагога помочь ученику выстроить целостную картину мира, помочь найти свое место в нём и научить учиться.

Я убеждена в следующем: если учитель любит своё дело и учеников, то ему под силу сделать из малого  великое. И моя миссия состоит в том, чтобы научить ребят работать, справляться с трудными задачами, не сдаваться и не бросать решение на полпути. И говорю я сейчас вовсе не о математике.

 

Филенко С.А.

Просмотров: 1601 | Добавил: kelli | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar